Территории, прилегающие к частным и административным строениям, от несанкционированного проникновения защищают ограждениями с воротами. Эту задачу успешно выполняют откатные или распашные конструкции. Откатные модели не требуют пространства для открывания, но имеют определенные сложности в обслуживании и слишком сложны для изготовления без участия профессионалов. Если места для открытия створок достаточно и планируется самостоятельная сварка конструкции, то обычно отдают предпочтение распашным вариантам. Плюсы такого выбора – отсутствие необходимости в бетонировании площадки (для роликов), простота обслуживания, широкий выбор декоративных решений.
Выбор материалов и размеров ворот из профильной трубы
При определении проема учитывают ширину транспортных средств, которые будут заезжать в ворота. Обычно суммарная ширина створок – 3-4 м. Их высота примерно равна высоте забора, разница не должна превышать 200 мм в ту или другую сторону. Конструкции обычно делают двустворчатыми. Заполнение можно сделать как сплошным (плоский или профилированный лист, дерево), так и с просветами – из кованых или гнутых стальных элементов. Если изготавливается отдельно стоящая калитка, то ее ширина – 0,75-1,0 м. При расчете расстояния между опорными столбами учитывают не только суммарную ширину створок, но и зазоры для их свободного открывания.
Внимание! При сильных ветровых нагрузках, характерных для конкретного региона, не рекомендуется изготавливать крупногабаритные створки со сплошным заполнением.
Между опорными столбами верхнюю горизонтальную перемычку изготавливают редко. А если изготавливают, то делают ее съемной, чтобы при необходимости обеспечить проезд высокого транспорта, например строительной спецтехники. После выбора размеров определяют схему расположения усиливающих створок и составляют подробный чертеж. В соответствии с чертежом составляют ассортимент необходимых материалов и комплектующих и делают подсчет их количества.
Перечень материалов для распашных ворот
- Опорные столбы. Какие профильные трубы необходимы, определяют, в зависимости от габаритов конструкции. Для легких дачных ворот допускаются изделия с сечением 80х80 мм, для более тяжелых 100х100 мм, для очень массивных – 150х150 мм.
- Каркас створок ворот из профильной трубы. Как и в случае с опорными столбами, размер сечения определяется габаритами модели. Для небольших конструкций достаточно трубы 30х30 мм, стандартный вариант – 40х40 мм, усиленный – 50х50 мм.
- Усиливающие перемычки – 20х20 мм, 40х20 мм.
- Материал, выбранный для заполнения.
- Комплектующие: навесы, замок, крепеж для профнастила или дерева (если требуется).
- Антикоррозионные составы: грунтовка, краска.
Как правильно сварить каркас для ворот из профильной трубы?
В соответствии с чертежом, трубу размечают и режут на мерные отрезки с помощью углошлифовальной машины («болгарки») с отрезным кругом. Верхнюю часть створок изготавливают прямой или изогнутой. Для получения дугообразного элемента из профильной трубы понадобится трубогиб. Сварку осуществляют аппаратом для ручной дуговой сварки с использованием покрытых электродов диаметром 2-3 мм, что зависит от толщины стенки трубы.
Сварку створок осуществляют на ровной горизонтальной поверхности в следующем порядке:
- Предварительно раму собирают на прихватках. Концы труб могут быть обрезаны под углом 45° или сварены «в торец». Во втором случае открытые отверстия «заглушают».
- Проверяют равенство диагоналей и измеряют углы.
- Окончательно проваривают стыки.
- В соответствии с выбранной схемой приваривают ребра жесткости из профильной трубы меньшего сечения. По углам для усиления конструкции в качестве усиливающих элементов иногда используют треугольники из стального листа толщиной 2-3 мм. Катеты треугольника – 100 мм.
- Для защиты запорного устройства изготавливают короб из листовой стали. Верхние части навесов приваривают к створкам ворот, примеряют к опорным столбам, делают отметки. В намеченных местах на опорных столбах приваривают нижние части навесов.
- Сварные швы обрабатывают болгаркой с плоским или чашеобразным зачистным кругом.
- Конструкцию полностью собирают, проверяют качество открывания и закрывания.
Все металлические элементы ворот очищают от ржавчины, если таковая имеется, обезжиривают, обрабатывают антикоррозионными составами, грунтуют, а затем окрашивают.